ФЭНДОМ

Jawa logo

Ява (Jawa) - марка дорожных мотоциклов, производимых в Тынец на Сазаве (Чехословакия) одноименным концерном. Название мотоциклов «Ява» не имеет ничего общего с островом Ява. Оно является сокращением от имени владельца фабрики Франтишека Яничека (чеш. František Janeček) и от названия фирмы «Вандерер» (Wanderer), у которой предприниматель купил оборудование и лицензию на производство первых мотоциклов под маркой «Ява»

Мотоциклы Jawa

История заводаПравить

Первая модель Явы, выпускавшаяся по лицензии Wanderer с 1929 г., имела четырехтактный двигатель объемом цилиндров 500 см3, была достаточно сложной, дорогой и не пользовалась спросом. Успех к марке пришел с освоением в 1931 г. легкого мотоцикла с двухтактным двигателем с объемом цилиндра 175 см3. В 1934 г. была освоена четырехтактная Ява с объемом двигателя 350 см3, затем двухтактная с объемом двигателя 250 см3. В 1937 г. начался выпуск мотовелосипеда Ява-Робот.

После оккупации Чехословакии в 1938 г. завод перешел под контроль немецких властей и начал производство военной техники. Однако, разработка новых моделей мотоциклов на нем продолжилась. К концу 1944 г. предприятием были подготовлены к производству новые модели мотоциклов с двухтактными двигателями объемом 250 и 350 см3 и задней подвеской свечного типа конструкции DKW.

После освобождения Чехословакии завод был национализирован и уже в мае 1945 г. возобновил производство мотоциклов. В 1946 г. новая модель Явы 250 произвела сенсацию на выставке в Париже, завоевав золотую медаль. За мягкость хода мотоцикл получил прозвище "Перак" (пружинящий).

В 1953 г. был начат выпуск нового семейства мотоциклов Ява с двухтактными двигателями объемом 250 и 350 см3 и маятниковой задней подвеской. Мотоциклы производились совместно с другим Чешским предприятием CZ.

Мотоциклы Ява успешно выступали в спорте, в частности в мотокроссе и шестидневных соревнованиях Эндуро. Особенно значительные успехи были достигнуты в спидвее и спидвее на льду. В 60-70-х годах XX века мотоциклы Ява с четырехтактными двигателями были одними из лучших в мире мотоциклов для спидвея. На них выступали многократные чемпионы мира по спидвею Барри Бриггс (en:Barry Briggs), Айвен Мейджер (en:Ivan Mauger), Оле Ольсен (Ole Olsen) и многие другие спортсмены. На мотоциклах Ява неоднократно становились чемпионами мира по спидвею на льду советские и российские гонщики Габдрахман Кадыров, Сергей Тарабанько, Анатолий Бондаренко, Николай Красников и другие. Российская сборная команда по спидвею на льду продолжает использовать мотоциклы Ява.

В 1970 г. началось производство новой серии мотоциклов Ява 250-623 и 350-633, отличавшихся оригинальным дизайном. Мотоциклы имели хребтовую раму и двигатель с раздельной системой смазки. В 1973 г. в серию пошла модель Ява 350-634 с дуплексной закрытой рамой и новым мотором. Производство мотоциклов с объемом двигателя 250 см3 прекратилось. После модернизации в 1984 г. модель получила индекс 638 и с небольшими изменениями продолжает выпускаться. Общее количество выпущенных мотоциклов Ява в 80-х годах превысило 3000000 шт.

После распада СЭВ производство мотоциклов Ява резко сократилось, однако предприятию удалось остаться на плаву и сохранить производство мотоциклов оригинальной конструкции. Ассортимент моделей расширился и включает в себя мотоциклы с более мощными двигателями Rotax и Honda.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики